Аристотель

Аристотель

Аристотель
(384—322 гг. до н.э.)
ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель школы перипатетиков, из Стагиры (п-ов Халкидика)

  • Человек с чувством юмора – это и тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки. 
  • Самому любить лучше, чем быть любимым: любить – это некое действие, доставляющее наслаждение, и благо, а быть любимым не вызывает в предмете любви никакой деятельности. (…) Тем не менее люди из честолюбия предпочитают быть любимцами, а не сами любить, поскольку быть любимцем связано с каким-то превосходством.
  • Почему отец любит сына сильнее, чем сын отца? (…) Потому что сын – его создание. (…) Все бывают благосклонны к тому, что они сами создали. 
  • Порок уничтожает сам себя, и если он достигает полноты, то становится невыносимым для самого его обладателя. 
  • Не способный к раскаянию неисцелим. 
  • При чрезмерных страданиях люди ищут чрезмерного удовольствия, (…) полагая, что оно исцеляет.
  • Юноши быстро становятся друзьями, а старики – нет: не становятся друзьями тем, от кого не получают наслаждения. 
  • Быть другом для многих при совершенной дружбе невозможно, так же как быть влюбленным во многих одновременно. (…) А нравиться многим (…) можно. 
  • Люди, наделенные могуществом, используют друзей (…) с разбором: одни друзья приносят им пользу, а другие доставляют удовольствие, но едва ли одни и те же – и то и другое. 
  • Большинство – друзья подхалимов, так как подхалим – это друг, над которым обладают превосходством, или человек, который прикидывается, что он таков. 
  • Раб – одушевленное орудие, а орудие – неодушевленный раб.
  • От природы человек склонен образовывать, скорее, пары, а не государства – настолько же, насколько семья первичнее и необходимее государства.
  • Бездетные скорее разводятся: дети – это общее обоим благо, а общее благо объединяет.
  • Большинство (…) желает получать благодеяния, а делать добро избегает, как невыгодного занятия. 
  • Бедность – источник возмущений и преступлений. 
  • Если исправление закона является незначительным улучшением, (…) не столько будет пользы от изменения закона, сколько вреда, если появится привычка не повиноваться существующему порядку. (…) Легкомысленно менять существующие законы на другие, новые – значит ослаблять силу закона. 
  • Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль. 
  • Распри среди знатных приходится расхлебывать всему государству.
  • Общий страх объединяет и злейших врагов. 
  • Самое главное при всяком государственном устройстве – (…) устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться. 
  • Конечной целью войны служит мир, работы – досуг. 
  • Поэзия – удел человека или одаренного, или одержимого. 
  • Чудесное приятно; это видно из того, что все рассказчики, чтобы понравиться, привирают.
  •  Цель демократии – свобода, олигархии – богатство, аристократии – воспитание и законность, тирании – защита. 
  • Хорошо казаться человеком, действующим со гласно заранее принятому намерению; поэтому случайности и нечаянности следует считать за нечто, входившее в наше намерение.
  • Когда ты хочешь хвалить, посмотри, что бы ты мог посоветовать, а когда хочешь дать совет, посмотри, что бы ты мог похвалить.
  • Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
  • Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев.
  • Мы не гневаемся на того, кого считаем недоступным нашей мести.
  • И в горестях и в слезах есть (…) своего рода наслаждение: горечь является вследствие отсутствия любимого человека, но в припоминании и некоторого рода лицезрении его – что он делал и каков он был – заключается наслаждение.
  • Быть объектом удивления приятно уже потому, что с этим связан почет.
  • [Обижают] и врагов, и друзей, потому что первых обидеть легко, а вторых приятно.
  • И забывчивость может вызывать гнев, например, забвение имен, хотя это вещь незначительная. Дело в том, что забывчивость кажется признаком пренебрежения.
  • Умеющие перенести шутку и прилично пошутить (…) доставляют одинаковое удовольствие своему ближнему.
  • Никто не любит того, кого боится.
  • Гнев врачуется временем, ненависть же неизлечима.
  • Страшны и обиженные (…), потому что всегда выжидают удобного случая [отомстить]. Страшны и обидевшие, (…) потому что они боятся возмездия.
  • [Для того чтобы испытывать страх] человек должен испытывать некоторую надежду на спасение того, за что он тревожится; доказательством этому служит то, что страх заставляет людей размышлять, между тем как о безнадежном никто не размышляет.
  • Смелость есть надежда, причем спасение представляется близким, а все страшное – далеким.
  • Во время морского путешествия смело смотрят на предстоящие опасности люди, незнакомые с бурями, и люди, по своей опытности знающие средства к спасению.
  • Больше стыдятся того, что делают на глазах у других и явно, откуда и пословица «стыд находится в глазах».
  • Разглашать склонны люди обиженные.
  • Мы (…) стыдимся не одного и того же перед знакомыми и незнакомыми.
  • Сострадание [есть] некоторого рода печаль при виде бедствия (…), которое могло бы постигнуть или нас самих, или кого-нибудь из наших близких. (…) Потому-то люди, совершенно погибшие, не испытывают сострадания: они полагают, что больше ничего не могут потерпеть, ибо все уже потерпели.
  • Ужасное (…) уничтожает сострадание и часто способствует возникновению противоположной страсти.
  • Люди малодушные завистливы, потому что им все представляется великим.
  • Люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе.
  • Юноши (…) любят почет, но еще больше любят победу, потому что юность жаждет превосходства.
  • Юноши (…) добродушны, потому что еще не видели многих низостей. Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты. (…) Они великодушны, потому что жизнь еще не унизила их и они не испытали нужды.
  • У юношей будущее продолжительно, прошедшее же кратко: в первый день не о чем помнить, надеяться же можно на все.
  • Юноши (…) легко доступны состраданию, потому что считают всех честными и слишком хорошими: они мерят своих ближних своей собственной неиспорченностью.
  • Остроумие есть отшлифованное высокомерие.
  • [Старики] подозрительны вследствие своей недоверчивости, а недоверчивы вследствие своей опытности.
  • Старость пролагает дорогу трусости, ибо страх есть охлаждение.
  • [Старики] привязаны к жизни, и чем ближе к последнему дню, тем больше.
  • Полезное есть благо для самого человека, а прекрасное есть безотносительное благо.
  • [Старики] более живут воспоминанием, чем надеждой, потому что для них остающаяся жизнь коротка, прошедшая длинна (…). В этом же причины их болтливости: они постоянно говорят о прошедшем, потому что испытывают наслаждение, предаваясь воспоминаниям.
  •  И старики доступны состраданию, но не по той самой причине, по какой ему доступны юноши: эти последние – вследствие человеколюбия, а первые – по своему бессилию, потому что на все бедствия они смотрят, как на близкие к ним.
  • Ворчливое противоположно смешному.
  • Тело достигает цветущей поры от тридцати до тридцати пяти лет, а душа – около сорока девяти лет.
  • Человек по своей природе есть существо общественное.
  • Надежда – это сон наяву.
  • У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают.
  • Жизнь требует движения.
  • Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.
  • Это долг – ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.
  • Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.
  • Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.
  • Платон – друг, но истина дороже.
  • Назначение человека – в разумной деятельности.
  • Деяние есть живое единство теории и практики.
  • Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.
  • Начало есть более чем половина всего.
  • Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
  • Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.
  • Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь.
  • Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.
  • Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье – прибежище.
  • Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.
  • Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.
  • Совершенно очевидно, что из числа полезных (в житейском обиходе) предметов следует изучать те, которые действительно необходимы, но не все без исключения.
  • Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.
  • Мудрость – это самая точная из наук.
  • Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.
  • Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.
  • Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой.
  • Чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли.
  • Ясность – главное достоинство речи.
  • Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.
  • Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.
  • Хвалить людей в лицо – признак лести.
  • Все льстецы – прихвостни.
  • Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых.
  • Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.
  • Остроумен тот, кто шутит со вкусом.
  • Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует.
  • Свойство тирана – отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.
  • Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.
  • Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.
  • Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.
  • Хорошо рассуждать о добродетели – не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях – не значит еще быть справедливым на деле.
  • Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.
  • Добродетель посредине.
  • Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.
  • Никто лучше мужественного не перенесет страшное.
  • Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.
  • Наслаждаться общением – главный признак дружбы.
  • Друг – это одна душа, живущая в двух телах.
  • У кого есть друзья, у того нет друга.
  • Друг всем – ничей друг.
  • Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.
  • Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом – одно и то же.
  • Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.
  • Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.
  • Не любит тот, кто не любит всегда.
  • Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.
  • Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.
  • Когда гнев или какой-либо иной подобного рода аффект овладевает индивидом, решение последнего неминуемо становится негодным.
  • Каждый может разозлиться – это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, – это дано не каждому.
  • Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
  • Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.
  • Благодарность быстро стареет.
  • Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.
  • Многое может случиться меж чашей вина и устами.
  • Излишество в удовольствиях – это распущенность, и она заслуживает осуждения.
  • Привычка находить во всем только смешную сторону – самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.
  • Преступление нуждается лишь в предлоге.
  • Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.
  • Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.
  • Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.
  • Хотя мы и смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.
  • Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
  • Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия – лучших, чем существующие.
  • Серьезное разрушается смехом, смех – серьезным.
  • Целью войны является мир.
  • Музыка облагораживает нравы.
  • Человек – политическое животное.
  • Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь, истинных.
  • Привычка – вторая натура.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


%d такие блоггеры, как: