ЛУЧШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИТАТ РАЗНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЦ

Лучшая коллекция цитат разных исторических лиц

***

 Алкмеон Кротонский

  (рубеж VI – V вв. до н.э.)

  врач, философ, ученый

  Легче уберечься от врага, чем от друга.

​***

 Андокид

  (ок. 440 – 390 гг. до н.э.)

  афинский оратор

 Следует пользоваться прошедшим как факелом для освещения будущего.

​***

 Антифонт Рамнунтский

  (ок. 480 – 411 гг. до н.э.)

  афинский оратор

 Кормление стариков похоже на кормление детей.

 Болезнь для ленивых есть праздник.​

***​

 Аполлоний Родосский

  (ок. 300 – после 245 гг. до н.э.)

  поэт, ученый-филолог глава Александрийской библиотеки

  Ничто не высыхает так быстро, как слезы.

​***

 Аристон Хиосский

  (III в. до н.э.)

  философ-стоик

 Хороший царь должен друзьям делать добро, а врагов делать друзьями.

​***

 Аркесилай

  (314—241 гг. до н.э.)

  философ-платоник

 На вопрос, почему из других школ к эпикурейцам ученики перебегают, а от эпикурейцев к другим никогда, он [Аркесилай] ответил: «Потому что из мужчины можно стать евнухом, а из евнуха мужчиной нельзя».​

​***

 Афинодор из Тарса

  (I в. до н.э.)

  философ-стоик, учитель императора Августа

 Моли богов лишь о том, о чем можно молить во всеуслышанье.

 В гневе (…) ничего не говори и не делай, пока не скажешь про себя все двадцать четыре буквы азбуки.

 ***​

 Гекатон

  (I в. н.э.)

  философ-стоик

 Хочешь, чтобы тебя любили, – люби.

​***

 Гней Помпей Гемин (Помпей Великий)

  (106—48 гг. до н.э.)

  римский полководец

 О (…) великих людях нужно судить не по сомнительным и слабым местам, а по их многочисленным удачам.

 ***​

 Гермоген из Тарса

  (ок. 160 – ок.230 гг.)

  ритор

 Общеизвестное изложить по-новому, а новое – общим для всех языком.

​***

 Евбулид из Милета

  (конец V – 1-я пол. IV в. до н.э.)

  философ мегарской школы

 Потеряв один волос, еще не становишься лысым; потеряв второй волос – тоже; когда же начинается лысина?

 Чего ты не терял, то ты имеешь. Рогов ты не потерял. Стало быть, ты рогат.

 Если лжец говорит «я лгу», он лжет, значит, говорит правду; но если он говорит правду, значит, он лжет (и т. д.).

​***

 Евклид

  (рубеж IV – III вв. до н.э.)

  математик, работал в Александрии

 То, что принято без доказательств, может быть отвергнуто без доказательств.

 Нет царского пути в геометрии. (Ответ Евклида египетскому царю Птолемею I, просившему указать ему более легкий путь изучения геометрии.)

​***

 Зенон из Тарса

  (III – II до н.э.)

  философ-стоик

 Уже одно притворство в добродетели незаметно производит стремление и привычку к ней.

​***

 Зенон Элейский

  (ок. 490 – 430 до н.э.)

  философ-элеат

 Легче окунуть в воду мех, наполненный воздухом, чем заставить силой какого-либо хорошего человека совершить что-либо вопреки его воле.

 Когда тиран [Дионисий, правитель Сиракуз] пытал Зенона Элейского, чтобы он выдал сообщников, тот сказал: «Будь у меня сообщники, ты бы уже не был тираном».

***

 Зоил

  (ок. 400 – ок. 330 гг.)

  ритор, автор сочинений «Против Гомера» и «Порицание Гомера»

 Зоил из Амфиполя (…) писал против Гомера, против Платона и против других (…). Один ученый спросил его: почему он про всех говорит дурное? А он: «Потому что я хотел бы сделать им дурное, да не могу».

​***

 Калликл

  (V в. до н.э.)

  философ-софист

 Законы (…) устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы.

​***

 Карнеад из Кирены

  (214—219 гг. до н.э.)

  философ, представитель скептического направления в платоновской школе

 [Красота -] владычество без охраны.

 Всем народам, процветающим благодаря своему могуществу, в том числе и самим римлянам, чья власть простирается над всем миром, – если только они пожелают быть справедливыми, то есть возвратить чужое, – придется вернуться в свои хижины и влачить жизнь в бедности и нищете.

​***

 Клеанф

  (331 – ок. 231 гг. до н.э.)

  философ-стоик

 Желающего судьба ведет, не желающего – влачит.

 Перипатетики [ученики Аристотеля] похожи на лиры: звучат прекрасно, а сами себя слушать не умеют.

 Всякая наука есть указательница пути и учредительница порядка.

***

 Кратет

  (IV – III вв. до н.э.)

  философ-киник

 Любовь проходит с голодом, а если ты не в силах голодать, петлю на шею, и конец.

 Кратет (…) увидал однажды гуляющего в одиночку юнца и спросил его, что он тут делает один. «Разговариваю с самим собой!» – был ответ. На это Кратет сказал: «Будь осторожен (…): ведь твой собеседник – дурной человек!»

​***​

 Критий

  (ок. V в. до н.э.)

  ученик Сократа, поэт и философ глава «Тридцати тиранов»

 Больше хороших людей благодаря воспитанию, чем от природы.​

 ***

 Лакид Киренский

  (?—206 г. до н.э.)

  философ

 Философа Лакида пригласил к себе пергамский царь Аттал, но Лакид сказал: «На статуи лучше смотреть издали!»

 Геометрией он [Лакид] занялся поздно; кто-то спросил: «Разве теперь время для этого?» – «Неужели еще не время!» – переспросил Лакид.

 ***​

 Ликург

  (ок. 390 – ок. 324 гг. до н.э.)

  афинский оратор и государственный деятель

 Государство существует, охраняемое личным участием каждого.

 Трое составляют сущность государственного строя – правитель, судья и частный человек.

​***

 Менедем

  (III в. до н.э.)

  философ и политический деятель в г. Эретрия (о-в Евбея)

 Кто-то говорил, что высшее благо иметь все, чего желаешь; он [Менедем] возразил: «Нет, гораздо выше – желать того, что тебе и взаправду нужно».

​***​

 Метродор Хиосский

  (IV в. до н.э.)

  философ-скептик, ученик Демокрита

 Мы не знаем, знаем ли мы что-нибудь или ничего не знаем.

 ***​

 Парменид из Элеи

  (ок. 540 – ок. 480 гг.)

  философ и поэт, основатель философской школы элеатов

  Мыслить и быть одно и то же.

​***

 Плотин

   (204—270 гг.)

  философ, основатель неоплатонизма

 Любят все, но мучатся не в равной мере; есть такие, которые мучатся особенно. Их-то и называют любящими.​

***

 Посидоний из Апамеи

  (ок. 135 – 51 гг. до н.э.)

  философ-стоик, основал свою философскую школу на о-ве Родос

 Один день образованного человека дольше самого долгого века невежды.

 Править значит не властвовать, а исполнять обязанность.

 Закон должен быть краток, чтобы невеждам легче было его усвоить. Он – как божественный голос свыше: приказывает, а не обсуждает.​

​***

 Продик

  (ок. 470 – после 400 гг. до н.э.)

  софист

 Удвоенное желание есть страсть, удвоенная страсть становится безумием.

 Из всех приправ самая лучшая – огонь.

​***

 Страбон

  (ок. 64 – 23 гг. до н.э.)

  географ и историк

  Единственный мудрец – это поэт.

​***

 Филодем из Гадары

  (после 110 – ок. 40 гг. до н.э.)

  поэт и философ-эпикуреец

 Стихи если и приносят пользу, то не как стихи.

 Слова «хорошо подражать Гомеру и ему подобным» (…) не позволяют считать хорошим само творчество Гомера и ему подобных, – ведь они-то не подражали сами себе!​

 ***

 Филоксен

  (ок. 435 – ок. 380 гг. до н.э.)

  поэт

 Самое вкусное мясо не похоже на мясо, а самая вкусная рыба не похожа на рыбу. 

***​

 Фрасимах

  (конец V в. до н.э.)

  ритор, софист

 Устанавливает (…) законы всякая власть в свою пользу.

 Во всех государствах справедливостью считается (…) то, что пригодно существующей власти.

 Справедливость (…) люди ценят из-за своей собственной неспособности творить несправедливость. (Главкон, развивающий у Платона взгляды Фрасимаха).

​***

 Эмпедокл

  (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.)

  философ, поэт, врач

 Акрагантяне едят так, словно завтра умрут, а дома строят так, словно будут жить вечно. (Акрагант – город в Сицилии, родина Эмпедокла).

​***​

 Антигенид

  (начало IV в. до н.э.)

  флейтист

 Флейтист Антигенид сказал своему ученику, очень холодно принимаемому публикой: «А ты играй для меня и для Муз!»

​***

 Антифонт

  поэт

 Поэт Антифонт, приговоренный к смертной казни по повелению Дионисия, сказал, видя, как люди, которым предстояло умереть вместе с ним, закрывали себе лица, проходя через городские ворота: «Для чего вы закрываетесь? Или для того, чтобы кто-нибудь из них не увидел вас завтра?»​

 ***

 Артаксеркс I

  (V в. до н.э.)

  сын царя Ксеркса, царь Персии в 465-424 гг. до н.э.

  Лаконцу Эвклиду, который бывал с ним слишком дерзок, (…) [персидский царь Артаксеркс] передал (…): «Ты можешь что угодно говорить, но я-то могу не только говорить, а и делать».

 ***

 Герод Аттик из Марафона

  (101—177 гг.)

  ритор и меценат

 Какой бы он ни был, дадим ему несколько монет – не потому, что он человек, а потому, что мы люди. (Герод Аттик – неприятному и назойливому просителю.)

​***

 Гибрей Миласский

  (I в. н.э.)

  малоазиатский ритор

 [Когда Марк Антоний] обложил города [Малой Азии] налогом во второй раз, (…) Гибрей (…) отважился произнести (…): «Если ты можешь взыскать подать дважды в течение одного года, ты, верно, можешь сотворить нам и два лета, и две осени!»​

​***

 Диагор Мелосский

  (V в. до н.э.)

  лирический поэт, обвинявшийся в безбожии

 Диагор (тот, кому присвоили прозвище «Безбожник») приехал однажды в Самофракию, и там один его друг задал ему вопрос: «Вот ты считаешь, что боги пренебрегают людьми. Но разве ты не обратил внимания, как много в храме табличек с изображениями и надписями, из которых следует, что они были пожертвованы по обету людьми, счастливо избежавшими гибели во время бури на море (…)?» – «Так-то оно так, – ответил Диагор, – только здесь нет изображений тех, чьи корабли буря потопила».

 Тот же Диагор в другой раз плыл на корабле, и началась сильная буря. Оробевшие и перепуганные пассажиры стали говорить, что эта беда приключилась с ними не иначе как оттого, что они согласились взять его на корабль. Тогда Диагор, показав им на множество других кораблей, терпящих то же бедствие, спросил, неужели они считают, что и в тех кораблях везут по Диагору.

 

***
 

 Каний

  (I в.)

  римский философ-стоик

  Философ Каний, когда узнал об обвинении, предъявленном ему Калигулой, что он был замешан в заговоре, направленном против императора, ответил: «Если бы я знал об этом, ты бы не знал».

​***

 Лампид

  владелец корабля

 Когда собственника корабля, Лампида, спросили, каково ему было нажить богатство, он ответил: «Большое богатство – легко, но маленькие деньги – с большим трудом».

​***

 Никостар

  кифарист

 Он мал в великом искусстве, а я велик в малом.​

​***

 Ономадем

  хиосский политик

 Хиосский народный вождь Ономадем, придя к власти во время смуты, не дозволил изгнать всех противников поголовно, дабы, как сказал он сам, «за недостатком врагов не начать ссориться с друзьями».

***

 Пелопид

  (ок. 410 – 364 гг. до н.э.)

  фиванский полководец

 [Фиванец Пелопид] шел на войну, и жена просила его поберечь себя. «Это надо говорить другим, – сказал Пелопид, – а полководец должен беречь своих сограждан».

​***

 Семирамида

  (IX в. до н.э.)

  царица Ассирии

  Семирамида, выстроивши себе гробницу, написала на ней так: «Кому из царей будет нужда в деньгах, тот пусть разорит эту гробницу и возьмет, сколько надобно». И вот Дарий [персидский царь] разорил гробницу, но денег не нашел, а нашел другую надпись, так гласившую: «Дурной ты человек и до денег жадный – иначе не стал бы ты тревожить гробницы мертвых».

​***

 Скопас

  фессалиец

 Фессалиец Скопас, когда у него попросили какую-то излишнюю и бесполезную вещь из его домашнего убранства, ответил: «Но ведь нас делает счастливыми именно это излишнее, а не то, что всем необходимо».

​***

 Филиппид

  (конец IV – нач. III в. до н.э.)

  комедиограф

  Сочинитель комедий Филиппид (…) на вопрос [фракийского] царя Лисимаха: «Чем из моего достояния поделиться с тобой?» – молвил: «О царь, только не твоими тайнами!»

​***

 Эпаминонд

  (ок. 418 – 362 гг. до н.э.)

  фиванский полководец

 На вопрос, какой полководец лучше, Хабрий или Ификрат, он [Эпаминонд] ответил: «Нельзя сказать, пока все мы живы».

​ Эпаминонд (…) отказал Пелопиду в его просьбе выпустить из тюрьмы одного кабатчика, но тут же отпустил его по просьбе гетеры, сказав при этом: «Есть услуги, Пелопид, которые подружкам испрашивать не стыдно, а полководцам стыдно».

​ Эпаминонд, (…) когда фиванцы из зависти и в насмешку избрали его таксиархом, (…) не счел это ниже своего достоинства, но сказал: «Не только должность делает честь человеку, но и человек должности». И этой службе, которая до него сводилась к надзору за уборкой мусора и стоком воды, он сумел придать значительность и достоинство.

​***

 Анонимные изречения

 Некая женщина, которую Филипп [Македонский] хотел силком привести к себе, взмолилась: «Отпусти меня! В темноте все женщины одинаковы».

​ [Александр Македонский], заспорив с одним музыкантом о некоторых вопросах гармонии, думал, что убедил его. Однако тот, слегка улыбнувшись, сказал: «Да не постигнет тебя, царь, такая беда, чтобы ты лучше меня понимал это».

​ Тебе достанется столько земли, сколько хватит для твоего погребения. (Индийские мудрецы – Александру Македонскому.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


%d такие блоггеры, как: